Рисунок Светланы Раткиной

Познание Адама

«Познай самого себя…»
Надпись на стене древнегреческого храма в Дельфах

 

Вступление

За историю человечества написано великое множество книг. Но есть среди них одна, пожалуй, самая читаемая, и в то же время самая непознанная: Библия. Удивительно уже то, что в век научно-технического прогресса Библия по-прежнему остается самой тиражируемой и читаемой книгой. На 2013 год напечатано шесть с лишним миллиардов экземпляров Библии. Она переведена более чем на 2932 языка. Ее считают священной книгой иудеи и христиане, почитают мусульмане.

Тем не менее, развитие науки оказывает серьезное влияние на наше понимание этой древней книги, особенно ее первых глав. Представления о том, что мир и люди появились 6000 лет назад, выглядят сегодня наивными. Распространение человечества и всех народов лишь от двух первых людей тоже становится все более сомнительным и не научным.

Современный образованный человек, знакомый с астрономией, археологией, генетикой, не может воспринимать главы о сотворении мира и человека также просто и непосредственно, как люди прошлых веков. Первые главы книги Бытие все чаще вызывают непонимание, либо вообще не воспринимаются серьезно, а история об Адаме и Еве кажется по-детски наивной.

Автор этих строк – дитя века научного прогресса. Со школьных лет меня интересовала и увлекала наука. Но в те же школьные годы заинтересовала меня и Библия. Я открывал для себя ее удивительную глубину, замечая при этом множество моментов, вызывавших во мне вопросы и подталкивавших снова перечитывать уже знакомые страницы.

И с годами я начал приходить к пониманию, что Библейская история о грехопадении в эдемском саду – сложнее и глубже, чем принято считать. Она рассказывает не столько о первых людях, сколько о всем человечестве, о его особом духовном пути развития и об опасности, связанной с непониманием этого пути, отклонением от него и преждевременным вступлением на путь научного познания мира. В этом нет ничего противоречащего современной науке. Напротив, это откровение, опережающее современную науку и обращенное из глубин веков ко всем нам. Откровение, которое нам, возможно, лишь предстоит понять…

 

Загадки Эдемского сада

Библия – непростая книга. В ней много образов, символов, которые почти не объясняются в самом Писании. Поэтому понять все сразу действительно непросто. Порой бывает, что читаешь давно знакомые строки – и вдруг начинаешь видеть в них что-то новое, чего не замечал раньше. Новое понимание, или наоборот – новый вопрос, загадку. Такова Библия!

Особенно много таких непонятных, странных мест в книге Бытие. А 2-я и 3-я глава просто насыщенны ими. Например, строки о создании Евы из ребра Адама: что это, чудо? генная инженерия? или просто какой-то образ, иносказание? Не сразу поймешь. И таких строк там немало.

Не удивительно, что история о грехопадении оказывается странной, запутанной. Если посмотреть на нее глазами современного критически мыслящего человека, не знакомого с церковными толкованиями, то получается примерно такая картина.

Бог помещает первых людей, Адама и Еву, в Эдемский сад, где растет смертельно опасное для них дерево «познания добра и зла», от которого Господь запрещает вкушать, чтобы люди не умерли. В том же саду есть еще одно «особое» дерево жизни. И там же встречается некий хитрый змей, объясняющий Еве, что, отведав плодов дерева познания, люди не умрут, но откроются глаза у них, и будут они как боги, зная добро и зло.

Все это уже кажется странным. Мистические деревья, одно из которых несет смерть, а другое – жизнь. Говорящий по-человечески змей-искуситель, знающий про запрет Бога. Зачем первых людей земли Творец помещает в такое странное место и подвергает их смертельной опасности?

Но дальше – еще интереснее. Ева поддается соблазну, вкушает запретный плод, дает его Адаму. Но они не умирают, как сказал им ранее Бог, – ни в тот же день, ни в последующий. (Адам вообще жил 930 лет. Нам бы такое долголетие!) Но у них «открываются глаза», они становятся знающими, – как и сказал змей. При этом Бог проклинает их за ослушание. Он проклинает даже землю за Адама. (Быт.3:17) Потом произносит странную фразу: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» (Быт.3:22) И с этими словами высылает людей из рая, а на пути к дереву жизни ставит Херувима с огненным мечом, дабы тот охранял это загадочное древо.

Что же все это значит?

 

В лабиринте вопросов и догадок

Множество вопросов может возникнуть в голове современного человека, впервые прочитавшего эту историю и не знакомого с толкованием церкви.

Почему Бог запретил людям есть плоды дерева познания, почему сказал, что они умрут от этого, если никто не умер? Неужели Бог обманул людей?

Почему у них «открылись глаза», как и сказал змей? Что значит «открылись глаза»? Познали ли они добро и зло? Может, змей был полностью прав: люди не умерли, а стали как боги?

Почему Бог проклял первых людей, что такого страшного они сделали? Только за то, что ослушались, в первый раз? Но зачем проклинать еще и землю за Адама? Земля-то в чем виновата?

Что означают слова Бога: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»? Это подтверждение слов змея? Или это усмешка? Бог проклял людей за одно единственное ослушание, да еще и иронизирует над ними?

Наконец, почему Бог перекрыл доступ к дереву жизни? Что означает Его опасение: «теперь как бы не простер он (Адам) руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»?

Все это выглядит странно и порождает множество догадок.

Самое простое, что приходит в голову: Бог решил испытать Адама, будет ли тот Его слушаться, доверять Ему. Дерево познания было ни при чем, это могла быть обычная яблоня. И вот, юный человек не прошел испытание. Бог разгневался на него, проклял, и потерял к нему интерес: пусть живет как хочет, своим умом, раз не слушает своего Создателя.

Но тогда получается, что Бог все-таки обманул Адама, сказав, что тот умрет в сей же день! Обманул, чтобы испытать. Потом вспылил, проклял непослушных детей, и землю с горяча проклял. Посмеялся над Адамом: видишь, ты теперь как бог, знающий и самостоятельный! Наконец, прогнал их из рая и отнял «главный приз» за послушание: вечную жизнь.

Да, в странном свете выглядит Бог при таком объяснении. А как же правда и любовь Господа? Даже люди не всегда так поступают со своими детьми.

Но могут быть и другие, еще более жестокие объяснения. Например, можно подумать, что дерево познания было действительно губительным для людей, и Бог Сам подтолкнул человека к нему, разжег в нем любопытство. Своего рода эксперимент: как поведет себя человек? как будет жить после грехопадения? А дерево жизни спрятал, чтобы оно не попалось гибнущему человеку, и не спасло его своей волшебной силой от гибели.

Вот как далеко можно зайти в рассуждениях!

Но есть и другие объяснения, более добрые, светлые, разумные. Посмотрим теперь, что обо всем этом говорит христианская церковь. (Можно найти в Толковой Библии.)

 

Умрешь в седьмой день творения

Главный ключ к пониманию истории грехопадения – в том, что Адам и Ева изначально были созданы безгрешными и бессмертными. Вернее, они могли быть такими. На это указывает дерево жизни, которое с самого начала было в Эдемском саду вместе с Адамом и Евой: как мы узнаем в третьей главе, вкусивший от этого дерева мог жить вечно, и первым людям не запрещалось вкушать от него.

Но возможность вечной жизни не была безусловной. Человек мог жить вечно, только если будет вести себя правильно: соблюдать заповеди Божьи. А заповедей тогда еще не было.

И вот Бог дает первую заповедь:

от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него,
ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Получается, эта заповедь была дана как испытание веры первых людей. Но в ней не было никакого обмана. Она означала, что если люди не будут верить Богу и соблюдать Его заповеди, они потеряют возможность жить вечно, и однажды умрут (что и случилось). Дерево познания тут было ни при чем, оно не несло никакой опасности, и прятать его не было смысла. Опасность была в самом человеке, в его способности не слушать Бога, не верить Ему, – именно это могло привести к гибели человека. И избежать этой опасности было никак нельзя, ведь это – свобода выбора человека.

Однако почему было сказано: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»? Именно в тот же самый день? Чтобы понять это, нужно учесть бессмертие первых людей до грехопадения. День Адама и век Адама был не сравним с днем и веком современного человека. Он был сравним лишь с временным масштабом мира.

В первой главе Бытия день рассматривается именно в таких глобальных масштабах. Адам и Ева были созданы в седьмой день творения. В этот день они вкусили запретный плод. И в этот же 7-й день творения они умерли смертью, потеряв возможность вечной жизни.

Но почему они потеряли такую возможность? Что такого плохого совершили, что вызвали проклятия Бога? Нельзя ли было простить их, хотя бы на первый раз?

Дело в том, что Господь взывал к их совести, но они сами не раскаялись, не осознали своей ошибки. Они устыдились своей наготы. Но не устыдились своего поступка. Адам свалил вину на Еву: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», а Ева свалила вину на змея: «змей обольстил меня, и я ела».

И еще кое-что с ними произошло: они устыдились своей наготы («открылись глаза» – по выражению змея). До этого ходили, как малые дети, ничуть не смущаясь обнаженности, воспринимая это как что-то естественное. И вот вид обнаженного тела стал причинять неудобство, вызывать смущающие чувства.

Все это говорит о том, что с Адамом и Евой что-то произошло. Нет, они не повзрослели, разумом и сознанием оставались такими же. А вот с их душой что-то случилось. В ней словно появилась трещина, которая заглушала голос совести. И в эту трещину стали проникать низменные чувства. Таково было последствие нарушения завета Бога первыми людьми.

Господь уже не мог помочь им обычным способом, поскольку люди не могли как прежде слышать и понимать Его. Таким людям нельзя было давать вечную жизнь: попав под власть низменных чувств и живя вечно, они наделали бы слишком много бед. Оставался лишь один путь: послать к ним живое Слово Божие. В такой же плоти, что и сами люди. Говорящего такими же словами, что и сами люди. Дабы хотя бы Его могли услышать, и пойти за Ним, пребывая в повреждённом состоянии души.

Но это повреждение, условная трещина души, только росла. От поколения к поколению она разрасталась все больше, все дальше удаляя людей от Бога. И путь спасения оказался слишком непрост…

 

И снова загадки

Такое объяснение выглядит мудрым, правильным. Сложно к нему что-то добавить. И все же…

Наверное, мой ум слишком пытлив. Или слишком испорчен. В общих чертах, я был знаком с церковным толкованием, и был согласен с ним. Но читая первые главы книги Бытие, я продолжал находить новые вопросы. Не все мне было до конца понятно, даже в таком чудесном, мудром, глубоком объяснении. Чего-то словно не хватало для полноты картины.

Какие же вопросы меня смущали? Попробую сформулировать.

 

Проклятие Бога

Это место оставалось для меня одним из наиболее сложных: Бог проклинает змея и Еву, пологая между ними вражду, а вместо Адама проклинает землю (Быт.3:14-19).

Что означает вражда между змеем-искусителем и женой Адама, если этот змей, в традиционном понимании, есть диавол? В Толковой Библии можно прочитать, что эта вражда – борьба между светом и тьмой, добром и злом. Получается, Ева после грехопадения одна боролась с диаволом, без Адама? И не только Ева, но и «семя ее» продолжало эту борьбу. А вот на «семя Адама» та вражда почему-то не распространяется. Разве потомки Евы, и потомки Адама – не одно и то же?

Не менее странно и проклятие земли вместо Адама. Традиционное толкование этого места сводится к тому, что грехопадение первых людей вызвало какое-то повреждение земли, оскудение ее плодородия, так что землю надо было теперь обрабатывать, она не могла кормить людей как в раю. Получается, два человека, ослушавшись Бога, повредили всю планету? И теперь Адам должен был обрабатывать землю в поте лица, ибо она не могла взрастить сад и прокормить даже двух людей?

Здесь можно добавить, что древние люди жили еще и охотой, – это факт. А переход к земледелию был связан скорее с началом одомашнивания животных, а не с тем, что земля вдруг оскудела.

 

Ирония Бога

Строка «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» тоже оставалась для меня загадкой. (В подлиннике фраза змея «будете, как боги» выглядят чуть иначе: «будете как Элохим») Поначалу я вообще не мог подумать, что это ирония или укор. Я воспринимал эти слова буквально и был в недоумении: падший согрешивший человек стал как боги? Не просто умнее, а именно как боги! И для этого достаточно было познать добро и зло?

В толковой Библии 1904 г. под редакцией А.Лопухина можно найти как будто более разумное объяснение этой строки. Змей обещал, что люди станут как боги, отведав от древа познания, поэтому Господь как бы иронизирует над этим обещанием, указывая на его лживость. Но и такой взгляд оставлял в моей душе сомнения: никакой иронии я не мог здесь разглядеть. Ведь в той же фразе Бог без всякой иронии опасается, как бы человек не стал теперь жить вечно, и ставит охрану пред деревом (вечной) жизни.

 

Добро и зло для Адама

Еще один вопрос, интересовавший меня: почему дерево добра и зла названо именно так, если оно само по себе не имело никакого значения, не представляло никакой опасности? Познал ли Адам добро и зло, отведав от этого дерева? Все выглядит так, что, нарушив завет Бога, Адам познал лишь зло. А где добро, если дерево – познания добра и зла?

Такой же вопрос возникает и в связи с вышеупомянутой «иронией» Бога. Если фраза, сказанная про Адама «зная добро и зло» – это продолжение иронии, указание на лживость слов змея, то Адам не познал ни добра, ни зла – что странно, ведь нарушение завета с Богом есть явное зло. Если же эта фраза – не ирония, то Адам должен быть познать и добро, и зло. Но где добро, которое он познал своим поступком?

 

Благословение и проклятие первых людей

Наконец, есть еще один важный момент, который я заметил еще в школьные годы, когда начал читать Ветхий Завет, и который с тех пор вызывал во мне непонимание и размышления.

В конце первой главы книги Бытие описывается, как в день седьмой сотворил Бог человека, мужчину и женщину, и благословил их, и дал им всю землю во владение. Но далее мы видим, что Адам и Ева были помещены сначала в Эдемском саду, – им не дана была сразу вся земля во владение. Потом же, когда Адам и Ева покинули сад, Бог проклинает Еву.

И тут у меня естественно возникал вопрос: когда Бог благословил Адам и Еву, и дал им всю землю? До грехопадения, поместив их в Эдемский сад? Странно как-то давать человеку во владение всю планету, поместив его при этом в некую резервацию, и веля ухаживать там за деревьями.

Читая дальше историю про детей Адама и Евы, я обнаруживал еще более странные места. Написано, что Каин был земледельцем, а Авель – пастырем овец. Рассказывается, что Каин, поселившись в земле Нод к востоку от Эдема, находит себе жену, а потом строит целый город (Быт.4:16-17).

Получается, что при жизни Адама человечество было уже достаточно развито: существовало земледелие, скотоводство, строительство домов, были даже города. Как все это могло так быстро развиться? А когда же был каменный век, первобытное общество?

Между тем, мне было известны современные научные данные, согласно которым древние люди жили еще 3-2 млн. лет назад, современный человек (кроманьонец) появился около 300-200 тыс. лет назад. А земледелие и скотоводство начало развиваться 10-6 тыс. лет назад, и на их развитие ушло не одно тысячелетие, что превышает срок жизни библейского Адама. Я также читал про современные исследования ДНК человека, показывающие, что у людей не было одного единственного общего предка, – ни по отцовской, ни по материнской линии.

Анализируя все это, мне было трудно отделаться от мысли, что Адам и Ева вовсе не были первыми людьми, о благословении которых говорится в конце первой главы Бытия. Но с другой стороны, Библия неоднократно говорит, что Адам и Ева были прародителями человечества. «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт.3:20).

Как все это согласовать? Опять загадка…

 

Ключ к пониманию Библии

А между тем, подсказка к решению всех этих загадок у меня была, и причем давно!

Еще в 2004-м году мой друг Илья Порфирьев показывал мне свою работу, посвященную ветхозаветным пророчествам о Втором Пришествии. И ключом к пониманию этих пророчеств для него стало раскрытие символического значения некоторых библейских текстов.

То, что Библия содержит немало образов и символов, наверное, всем очевидно. Образами часто пользовался и Спаситель, пытаясь донести Истину в виде притч. Откровение Иоанна – вообще сплошные символы. Не зная значения этих символов, невозможно до конца понять тексты Писания.

Но Илья указывал на кое-что более интересное: многие личности и события в истории еврейского народа являются символами, относящимися ко всему человечеству, к его будущему. На самом деле, об этом говорит и апостол Павел – в своем послании к Галатам (глава 4):

  1. Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
  2. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
  3. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
  4. ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
  5. а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

Здесь Павел прямым текстом указывает, что сыновья Авраама, Измаил и Исаак, символизируют Ветхий Завет (иудаизм) и Новый Завет (христианство), а рабыня Агарь, мать Измаила, символизирует гору Синай, где был запечатлен Ветхий Завет. Обращает на себя внимание и то, что матерью всех людей – в символическом значении – может быть вовсе не женщина!

Но если Измаил, Исаак и Агарь имеют символическое значение, то почему бы такому значению не быть у других важных библейских персонажей и историй? (Например, известная история борьбы Иакова с Богом: ее можно правильно понять лишь в символическом ключе.) И разве Адам и Ева не могут иметь символическое значение?

Конечно, это не значит, что библейская история о грехопадении есть сплошное иносказание. И Эдемский сад, и Адам со своей женой вполне могли существовать реально, – на это указывает точное географическое описание Эдема. Я подозреваю, что в прошлом была известна некая история о реальном Адаме (который не был первым человеком на Земле). А может, была и книга о нем, утерянная в дальнейшем. Воображение даже подсказывает мне возможное содержание той истории или книги.

Мне видится, что исторически реальный Адам был садовником у некоего знатного господина, и ухаживал за его чудесным садом, известным на всю округу. Адам был старательным работником, и господин благоволил ему, разрешив есть любые плоды в своем саду. Лишь от одного дерева было запрещено вкушать. Возможно, то дерево было особенно ценным. А возможно, господин считал его опасным, ядовитым. Но Адам ослушался запрета, чем вызвал гнев своего господина, был изгнан им из сада, и оставшуюся жизнь занимался более тяжелым трудом: земледелием.

И вот, Высшие силы увидели в этой истории нечто большее, некий важный, глубокий символ. И потому передали ее Моисею в виде своеобразного переплетения реального и символического контекста.

Так что теперь, чтобы понять всю глубину этой непростой истории и разрешить ее загадки, нам нужно понять символическое значение описанного: райского сада, двух необычных деревьев, змея-искусителя. И конечно, Адама и Евы.

 

Символы Эдема

Проще всего понять, что символизирует дерево жизни: о нем говорит сам Господь как о возможности вечной жизни Адама (Быт.3:22). Дерево жизни – это символ бессмертия.

Символическое значение другого «особого» райского дерева – чуть сложнее, немого сбивают слова «добро и зло». С недавнего времени я пришел к мысли, что дерево познания символизирует познание вообще, не только добра и зла, символизирует развитие разума. Позже я обнаружил неожиданное подтверждение тому в Толковой Библии 1904 г. Вот что там можно прочитать:

«заповедь, приуроченная к этому древу, имела ввиду развитие высших способностей человека, как существа разумного, и на само это древо легко могло перейти название "древа разумия", или "древа познания"… добро и зло берутся здесь как два противоположных полюса всего познания вообще.»

Итак, дерево познания символизирует развитие разума, познание вообще. И Адаму было запрещено вкушать с того древа, чтобы не умереть. Интересно, правда?

Теперь мы подходим к одному из главных персонажей всей этой истории: Адаму. Что он может символизировать?

Здесь я сделаю предположение, которое может показаться слишком глобальным и спорным: Адам есть символ всего человечества! Попробуем подумать, что вытекает из этого предположения.

До грехопадения Адам жил в Эдемском саду, был наг, не возделывал землю, питаясь тем, что дает сама земля. Это – символ первобытного человечества, жившего в гармонии с природой, стремившегося познать ее (Адам давал названия животным, изучал их). А Эдемский сад – символ всей первозданной земли, еще не тронутой разумной деятельностью людей! Эта земля вся дана была человечеству.

После грехопадения Адам – это уже символ цивилизованного человечества, вступившего на путь развития разума. Адам устыдился своей наготы: прежнее первобытное состояние начало восприниматься им как некая дикость, неразвитость. Он устремился прикрыться одеждами культуры. Устремился к познанию всего материального мира, к развитию разума.

Казалось бы, это хорошее стремление. Но…

 

Голос змея

Но что побудило человечество встать на путь развития разума? Змея? Ползала у всех людей под ногами и что-то наговаривала им? Да этот змей искусил все человечество!

Конечно же, это была не просто змея, и даже вовсе не змея. Церковь издавна поняла, что это был диавол. Ему вовсе не нужно путаться под ногами людей в обличии какого-то животного, ведь его голос может звучать в голове каждого человека, и легко соблазнить каждого. Мы даже не поймем, что за голос звучит внутри нас. Змей-искуситель – это символ внутреннего голоса человека, противоположного голосу совести. Голос гордыни и эгоизма.

Получается, человечество встало на путь познания, следуя голосу своего эгоизма! Люди начали понимать, что знания дают и большие возможности (станете как боги), и большие удобства. Люди устремились к удобствам, к возможностям, не думая при этом об ответственности за полученные знания. Не думая о других людях и народах, которые могут оказаться на обочине цивилизации. Не думая о возможном разделении на неравные социальные слои, на бедных и богатых. Не думая, в конце концов, о природе, которая тоже может пострадать.

Это был эгоистический выбор! И последствия этого мы теперь сами можем видеть, как во всей истории человеческой цивилизации, так и вокруг себя. По сути, наша современная цивилизация – это все тот же падший Адам. Он еще не погиб, седьмой день творения еще не закончился (один день для человечества – это, конечно, вовсе не то же, что один день для человека). Но что с ним стало?

Человечество познало добро и зло? Конечно! И хотя зла было гораздо больше, но и примеров добра можно найти немало в нашей истории.

Человечество стало как боги? Вполне можно и так сказать. Мы познали очень многое, от атомов до галактик. Мы можем бороздить моря и океаны, опускаться на их глубины. Можем летать над землей, и даже устремились в космос. Современные люди в сравнении с первобытными – действительно как боги.

Человечество тянет свои руки к бессмертию? Еще как! Оно спит и видит, как бы с помощью науки, медицины, генной инженерии продлить жизнь людей, а затем достигнуть и бессмертия, это чуть ли не заветная цель, самый лакомый плод всего познания.

Но может ли такое человечество жить вечно?

В своих эгоистических порывах мы уже повредили вокруг все что могли: загрязнили воду, почву, воздух, даже околоземный космос. Мы уже повредили всю землю, она страдает из-за нас. (Вот что значит: будет проклята земля за Адама!) Более того, мы накопили столько чудовищного ядерного оружия, что могли бы несколько раз уничтожить все живое на планете, в том числе и самих себя.

Многие уже прекрасно понимают, что так не может продолжаться вечно. Человечество должно либо погибнуть, либо его должен спасти и исцелить Сам Господь. Спасать нужно не только души людей. Миссия Христа еще глобальнее: спасти все человечество на планете Земля. И эта глобальная Миссия не могла быть выполнена лишь одним Его Пришествием. Должно быть Второе Пришествие, решающее…

Теперь слова Бога «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22) воспринимаются совсем иначе. Здесь нет никакой усмешки. Эти слова – пророчество Бога, обращенное ко всем нам!

Многое другое также проясняется глубже: и значение дерева познания, и проклятие земли за Адама, и место первобытного общества. И благословение: оно было дано первобытным людям, Адаму до грехопадения. И даже после грехопадения благословение осталось с Адамом, он не был проклят, его ожидало спасение!

 

Плоды бездуховности

И все же, остается еще один важный вопрос.

Получается, Бог вовсе не испытывал Адама. Он предупреждал его о реальной опасности, связанной с познанием. Неужели познание и развитие разума так опасно для человека? Неужели Бог хотел, чтобы человечество оставалось на уровне первобытного общества? Зачем тогда был дан разум человеку?

Это действительно важный вопрос, особенно для современного общества, стремящегося ко все большим познаниям. И связан он с тем, что люди до сих не познали самих себя и смысла своей жизни. Адам познал за века очень многое, от атомов до галактик. Но он так и не познал себя!

Человек – очень непростое создание Божье. Может быть, самое непростое во всей Вселенной.

У нас есть тело, обладающее своими потребностями и возможностями, которые мы более-менее изучили. Тело живет по законам природы, сближая нас со всем живым в мире. Не удовлетворяя потребности тела, мы можем лишиться его.

У нас есть разум, обладающий также своими потребностями и возможностями, которые мы тоже более-менее представляем. Разум поднимает нас выше всех растений и животных на земле, дает возможность познавать всю Вселенную и сближает с другими представителями разума во Вселенной (с ангелами, и возможно, с разумными жителями других планет). Не удовлетворяя потребности разума, мы не лишаемся разума, а лишь ограничиваем свое познание Вселенной.

Но у нас есть еще и третья составляющая: духовная. И вот о ней мы почти ничего не знаем! Каковы ее потребности? Возможности? Для чего она дана человеку? Ветхий Завет ничего не говорит об этом. Есть лишь одна тонкая незаметная подсказка в первой главе книги Бытие:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт.1:26-27)

Я давно обратил внимание на этот интересный момент: Бог задумал человека по образу и подобию Своему, но сотворил только по образу. И лишь недавно начал понимать, что это может значить.

До подобия Богу человек должен был дорасти сам! И для этого ему как раз дана третья составляющая, самая уникальная и ценная: духовная. Развивая ее, слушая голос совести, человек мог подняться намного выше, чем позволяет разум, стать подобием Бога в мире материи, стать творцом любви и красоты! Не случайно человек наделен воображением и творческими способностями. Не случайно он нуждается в любви, стремится к мечтам и надеждам. В этом – духовные потребности человека: мечтать, любить, верить, любоваться красотой и самому творить красоту, подобно Богу.

Но человек не понял этого. Не понял себя. Он решил, что главное в нем – разум. Что мечты – лишь детские глупости, творчество – лишь дополнение к разуму, любовь – лишь привязанность, а вера Богу – невежество. Человек не стал развиваться духовно. И из-за этого произошло нечто очень опасное.

Пренебрегая своими духовными потребностями, человек оказался лишен нужных ему благодатных чувств. Он обрел пустоту в душе, духовную жажду. И эта жажда стала удовлетворяться им за счет природных чувств и желаний, которые, не принося удовлетворения и разрастаясь, вскоре начали приобретать ненормальную порочную форму, заглушать и голос совести, и голос разума!

В итоге души людей попали в болезненную зависимость от ненормальных желаний (та самая «трещина души»), а разум перестал адекватно оценивать реальность. Вместо того, чтобы стать чудесным подобием Бога во Вселенной, человечество превратилось в некое чудище, обуреваемое порочными желаниями и страстями, затмевающими его совесть и разум. И в руках этого чудища оказались мощные технологии и ядерное оружие!

Все это – очень важно понять современному человечеству, на голову которого рушится все более возрастающий камнепад, вызванный повальной бездуховностью. Опасность была не в познаниях, а в духовной незрелости человека, его неготовности к познаниям. Ошибка была не в том, что человек пошел по пути развития разума, а в том, что сделал это преждевременно, не поняв себя и смысла своей жизни. Прежде необходимо было сделать шаги в духовном развитии. Тогда и разум человека стал бы развиваться правильно, служа добру и любви, а не эгоизму.

Эта мысль может показаться неожиданной. Но оказывается, я не одинок в своих суждениях. Например, Ефрем Сирин и Григорий Богослов считали, что запрет вкушения от древа познания был временным, пока человек, созданный по образу, но еще не имея подобия, «не преобразит себя от образа Бога в Его подобие»! В иудаизме также считается, что этот запрет был временным. Я был немало удивлен, прочитав об этом в википедии.

Но увы, человечество до сих пор не поняло этого, не познало себя. И это особенно четко видно в том, как люди называют себя: Homo sapiens, человек разумный. А должно бы быть: человек духовный, человек любящий и творящий! Видимо, до этого нам придется еще не мало идти…

 

Жена, облаченная в солнце

У нас остался лишь последний неразгаданный символ, и все что связано с ним: жена Адама.

На мой взгляд, это самый сложный и загадочный символ во всей истории о грехопадении. Что мы знаем о жене Адама (человечества)?

Она была создана из ребра Адама в качестве помощницы ему.

Она первая испытала на себе соблазн коварного змея, первая поддалась соблазну, и подтолкнула Адама.

Она была проклята вместе со змеем (тогда как Адам проклят не был), и вражда началась между змеем-искусителем и женой Адама, между семенем того змея и семенем жены (но не семенем Адама).

И еще: она была названа матерью всех живущих.

Но на этом рассказ про загадочную жену Адама не заканчивается, как можно подумать. Символы Эдема, появившиеся в самом начале Библии, возвращаются в самом ее конце, – в Откровении: и жена, и древний змей, и дерево жизни! Можно сказать, Библия начинается и заканчивается этими символами.

Что же мы узнаем из Откровения? Открываем главу 12:

  1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
  2. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
  3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
  4. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
  5. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

Сначала может показаться, что эти строки не имеют никакого отношения к жене Адама. Но чуть дальше можно прочитать:

И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…

Здесь прямо говорится, что дракон сей – и есть древний змий, диавол. Стало быть, и жена – та же жена Адама, и вражда между ними – та же самая, древняя, начавшаяся с проклятия в Эдемском саду.

Да, вражда между ними осталась та же самая, древняя. Но как изменились и змей, и жена! Из дальнейших глав Откровения видно, что описание дракона, преследующего жену, примыкает ко времени прихода антихриста (глава 13), а за ним и Второго Пришествия Христа (глава 14). К этому времени змей существенно подрос, превратился в устрашающего дракона. Но и жена сильно изменилась. Теперь она уже не прикрыта лишь смоковными листьями, а облачена в солнце, и украшена венцом из звезд. Она рожает дитя, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (по мнению многих, здесь явное указание на Христа во Втором Пришествии), и которому надлежит окончательно победить диавола. После же той великой победы вновь появляется дерево жизни, – как символ победы над смертью, символ бессмертия (Откровение, глава 22).

Так что же это за загадочная жена Адама? Данная ему в помощники. Больше всех пострадавшая от змея. Чудесным образом преобразившаяся ко времени прихода антихриста. И родившая дитя, которое положит конец всей этой затянувшейся истории про грехопадение?

И тут я подумал: а зачем все объяснять, зачем открывать все тайны? Ведь самое главное мы уже поняли. Пусть хоть какие-то загадки продолжают оставаться. Чтобы побуждать нас снова и снова открывать эту удивительную Книгу, вчитываться в ее поразительные строки. Тем более, что оставшаяся загадка связана с красивым женским образом. Как говорится, «ищите женщину» :-)

И читайте Библию!

 

Вместо эпилога

Подходя к заключению своего текста, я с удивлением обнаружил, что он получился слишком длинным. При этом я раскрыл еще не все символы, не все пророчества (касательно «жены» лишь намекнув, что ее понимание следует искать в Откровении). И весь этот текст – лишь по двум главам первой книги Ветхого Завета! (А можно было бы немало написать и по первой главе.)

Да, вся эта история действительно затянулась: и в масштабах человечества, и в масштабах моей жизни. Все написанное здесь стало результатом поисков и размышлений многих лет, начиная еще со школы. Но я долго сомневался, стоит ли писать об этих размышлениях. Мне казалось, что написанное окажется слишком спорным. Одни скажут, что я все слишком усложнил, пытаясь найти некий глубокий смысл там, где его нет. Другие скажут, что я слишком далеко отклонился от церковного толкования, трактуя все символически. Третьи скажут, что символически можно истолковать все что угодно, и как угодно.

Но сейчас, подходя вплотную к завершению, я вдруг подумал: а ведь ничего нового я не написал! Многие христианские мыслители с давних пор пришли к пониманию, что грехопадение Адама – это грехопадение всего человечества, повлекшее повреждение и всех людей, и всей земли. Я пишу о том же. Только пишу без обращения к мистике, современными словами и понятиями, которые, может быть, могут оказаться понятнее человеку нашего времени, знакомому с достижениями науки.

За последние пару веков люди намного больше узнали о себе, чем за все предыдущие тысячелетия. Археология рассказала нам про «каменный век» и первобытных людей, живших уже сотни тысяч лет назад. Генетика показала, что все современное человечество унаследовало митохондриальную ДНК от женщины, жившей в Африке около 140 тысяч лет назад (т.н. митохондриальная Ева); но и эта женщина была далеко не первой. Прошлое человечества настолько сложное, а национальное и генетическое разнообразие людей настолько велико, что объяснить происхождение человечества от одного единственного самого первого предка – Адама – на сегодня совершенно невозможно. И те, кто понимает это, все больше теряет интерес к первым главам Библии, считая их не соответствующими науке.

Но даже наука 21-го века не может объяснить, кто есть мы сами, в чем смысл нашей жизни, и по какому пути следует развиваться человечеству! Об этом говорит вовсе не наука, а Библия, – такая далекая от науки книга, такая древняя, такая известная, прочитанная миллиардами людей, и в то же время, все еще не вполне понятая. Ведь распространенные и поныне трактовки ее первых глав, возможно, являются лишь первым приближением.

Рассказывая о первородном грехе, Библия, возможно, передает вовсе не историю первых людей и их происхождения, а в образной форме говорит о юном человечестве, о приоритетности для него духовного развития и смертельной опасности преждевременного вступления на путь научного прогресса духовно незрелой цивилизацией. В этом нет ничего противоречащего современной науке, но напротив, это откровение, опережающее современную науку. Откровение, относящееся к нашему времени даже больше, чем к прошлому. Откровение, которое нам еще предстоит понять. Чтобы понять, наконец-то, самих себя, смысл и ценность своей жизни. Чтобы остановиться в своем потребительском отношении к миру и в стремлении к уничтожению. Чтобы повернуть вектор развития цивилизации в другую сторону: к любви и созиданию. Чтобы вернуться к потерянному раю, и шагнуть оттуда – навстречу вечности…

Март, июнь 2020 г.